Развитие электротранспорта в России

jbaehulamww

Правительство РФ представило концепцию развития электрического транспорта в РФ до 2030 года

23 августа 2021 года Правительство РФ опубликовало распоряжение №2290-р, в котором утвердило концепцию развития производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года.


Помимо самой концепции утверждены целевые показатели по производству электрического автомобильного транспорта и развитию зарядной инфраструктуры до 2030 года, а также план мероприятий (“дорожная карта”) до 2024 года.

Главным ведомствам РФ и федеральным органам исполнительной власти даны соответствующие поручения.

Тезисы документа

(концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года)

Разработка Концепции ведется в соответствии с Федеральным законом “О стратегическом планировании в Российской Федерации”. И направлена на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке создаваемых в Российской Федерации электрического автомобильного транспорта и его компонентов.

Кроме того, документ определяет развитие производства на территории РФ электрического автомобильного транспорта, и ее положения учитываются при разработке государственных программ Российской Федерации (их подпрограмм), государственных программ субъектов Российской Федерации (их подпрограмм) и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие автомобильной промышленности.

Финансовое обеспечение мероприятий Концепции предполагает привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Конкретизация объемов и источников финансирования осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации с учетом мероприятий, предусмотренных “дорожной картой”.

Цель — определение ключевых направлений государственной политики в сфере развития производства и использования на территории России электротранспортных средств, позволяющих обеспечить достижение установленного Концепцией целевого показателя по производству электротранспортных средств.

Задачи Концепции:
  • развитие на территории страны производственной базы по выпуску электрических автомобильных транспортных средств;
  • наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производства электротранспортных средств;
  • выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, стимулирование спроса на них, а также организация послепродажного обслуживания;
  • создание на российской территории необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • снятие существующих регуляторных барьеров для использования электрического автомобильного транспорта.
Концепция реализуется в 2 этапа:

1-й этап – 2021 – 2024 годы;

2-й этап – 2025 – 2030 годы.

В документ включены следующие транспортные средства: ТС категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, L7 с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающие на альтернативных источниках энергии (тяговая аккумуляторная батарея и водородный топливный элемент) и инфраструктура, обеспечивающая их функционирование.

Текущее состояние отрасли

Развитые страны давно взяли курс на трансформацию глобальной экономики и формирование нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс. России предстоит отреагировать на мировую целенаправленную политику.

В последние годы значительно выросло производство электромобилей, растущего на больших ожиданиях неудовлетворенного спроса.В связи с этим России необходимо определить свою роль на интенсивно формируемом глобальном рынке, а также сформировать внутреннюю политику по отношению к глобальным автомобильным концернам и национальным производителям в сегменте электротранспортных средств, определить зоны защиты и зоны перспективной кооперации.

У России имеются все возможности, чтобы органично встроиться в мировое автопроизводство на новом технологическом уровне, став активным участником глобального рынка.

И для этого уже сформирован сектор разработки и производства электротранспортных средств. Также реализуется несколько проектов в области разработки и производства электромобилей. Все они находятся на разных стадиях развития и ориентированы на разные сегменты рынка.

Перспективы развития использования электротранспортных средств в РФ

Ожидается, что в ближайшие 6-8 лет цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии.

Кроме того, при пересчете на жизненный цикл собственники электромобилей уже сейчас могут существенно выигрывать у собственников автотранспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, государственная поддержка, направленная на то, чтобы цена приобретения электротранспортного средства стала выгодной уже сейчас, позволит открыть рынок в части развития массовых продаж.

На сегодняшний день разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. рублей. При этом эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. километров ежегодно в течение не менее 5 лет.

Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу суммы, что делает выгодным использование электромобиля, как минимум, в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города (сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Skoda Octavia).

Перспективы развития отрасли электротранспортных средств в РФ

Для рынка электромобилей сегодня характерно наличие большого неудовлетворенного спроса. Стимулирующие программы могли бы побудить к росту этот спрос, обеспечив выход страны в лидеры формируемого нового глобального рынка.

По объему продаж мировой рынок электромобилей в наибольшей степени приблизился к точке перелома. В 2020 году продажи электромобилей в мире составили 4,2 процента общего объема глобального рынка легкового транспорта, что соответствует объему в 3,1 млн. электромобилей.

Ожидаемые институциональные изменения и технологические прорывы на мировом рынке приведут к тому, что отрасль перейдет от стадии роста рынка к стадии массового быстрого роста в ближайшие годы. В отдельных регионах мира (страны Западной Европы и Китай) перелом рынка уже начался.

Развитие рынка электротранспортных средств в России прогнозируется по 3 основным сценариям:
  • инерционный сценарий — полное отсутствие стимулирования развития транспорта и инфраструктуры. В этом случае в 2030 году Российская Федерация будет производить порядка 100 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств не превысит 540 тыс. штук. Доля электротранспортных средств составит 5 процентов общего объема рынка автомобилей;
  • сбалансированный сценарий — сценарий, при котором в 2030 году доля электротранспортных средств в РФ составит 15 процентов общего объема рынка автотранспортных средств, в 2030 году РФ будет производить порядка 220 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств превысит 1400 тыс. штук. Этот сценарий основан на том, что поддержка развития инфраструктуры и спроса максимально оказывается в первые 3 года проекта;
  • сценарий ускоренного развития — проактивная поддержка инфраструктуры, стимулирование спроса и ограничение на использование автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания (по такому сценарию двигаются страны Западной Европы, США и Китай). Такой подход позволяет к 2030 году достигнуть 30 процентов рынка и общий парк электротранспортных средств составит 3,23 млн. электромобилей.

России предлагается все-таки развиваться по сбалансированному сценарию.

Перспективы развития инфраструктуры для использования электротранспортных средств

Сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году потребует наличия 144 тыс. зарядных станций (портов) (1,4 млн. электромобилей к 2030 году, 10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию, 60 процентов которых являются медленные электрозарядные станции).

Значительная доля финансирования будет приходиться на частный бизнес.

Принимая во внимание мировой опыт и российские особенности, ставку в развитии зарядной инфраструктуры предлагается сделать на увеличение доли быстрых зарядных станций.

Для формирования бесперебойного движения по российской территории максимальное расстояние между двумя ближайшими станциями зарядки на дорогах общего назначения не должно превышать 100 километров. При расчете такого показателя учитывались обширная территория страны, средний запас хода электромобилей и износ батарей, увеличение расхода электроэнергии в холодные периоды года и поведенческие аспекты водителей. В условиях крупных мегаполисов целесообразно размещение зарядных станций на расстоянии не более 4 кв. километров.

Государственная политика регулирования зарядной инфраструктуры в таком случае должна быть более гибкой и включать помимо не только финансирование проектов создания зарядных станций, но и ряд стимулирующих мер для частного бизнеса.

Перспективы развития новых технологических решений для отрасли

В России имеются достаточные компетенции для конструирования тяговых батарей для электротранспортных средств, но в то же время отсутствует производство ячеек литий-ионных аккумуляторов с необходимой удельной энергией и в достаточном объеме.

Предполагается, что государственная поддержка будет ориентирована на развитие этого сегмента ввиду того, что на аккумуляторные системы приходится до 50 процентов стоимости электромобиля.

Аккумуляторная батарея является критическим компонентом электромобиля, и устойчивое производство электротранспортных средств невозможно без наличия собственной технологической цепочки производства, от сырья до конечного изделия. Именно таким путем идут ведущие мировые автопроизводители — BMW, Volkswagen и Tesla. При этом приоритет должен быть отдан разработке и производству батарей на основе наиболее передовых катодных материалов (NMC и LFP) с дифференциацией в зависимости от конкретных областей применения.

В топливном дивизионе Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» акционерным обществом «ТВЭЛ» создан интегратор – ООО «РЭНЕРА», который занимается развитием и продвижением накопителей энергии для электротранспортных средств.

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» ведет широкий спектр разработок в сфере электрического автомобильного транспорта, ее разработки применяются в электробусах ПАО «КАМАЗ» и электромотоциклах АО «Концерн «Калашников».

На данный момент в России назрела необходимость проведения прикладных технологических разработок и создание производства тяговых аккумуляторов для электротранспортных средств.

Наконец, необходимо учитывать, что в процессе проектирования современного электромобиля оптимизация осуществляется на всех уровнях проектирования — от материалов для ячеек батарей до организации сборочного пространства. А при высоком мировом спросе на аккумуляторные системы отечественные производители с малым объемом заказов будут обеспечиваться по остаточному принципу.

Производство катодных и анодных материалов

В России разработка масштабируемых технологий производства катодных материалов ведется на базе «Сколковского института науки и технологий» и МГУ.

Современные катодные материалы (NMC622 и NMC811) в небольших количествах производит ООО «Рустор» (менее 1 тонны в год) и удовлетворяет часть ограниченного спроса мелких российских производителей.

Большая часть сырья, необходимого для производства катодных материалов, за исключением сульфата марганца, производится в РФ и доступна в ценовом диапазоне, сравнимом со средними ценами на китайском рынке.

Отметим, что возможной альтернативой литий-ионным аккумуляторам являются электрохимические системы на основе натрия, прототипы которых созданы в «Сколковском институте науки и технологий» и МГУ.

Развитие сырьевой базы для создания литий-ионных аккумуляторов

Развитая сырьевая база Российской Федерации при условии поддержки развития собственных платформ, энергетических систем (аккумуляторных батарей и в дальнейшем топливных элементов) позволит построить современное конкурентоспособное производство электромобилей.

Рост рынка электромобилей будет способствовать увеличению спроса на сырье для их основного компонента — аккумуляторов.

В основном в электромобилях используются литий-ионные аккумуляторы,которые производятся из соединений таких металлов, как литий, никель, марганец, кобальт, медь, алюминий и другие. В настоящее время две трети литий-ионных батарей в мире поставляются из Китайской Народной Республики.

Россия обладает большими сырьевыми запасами компонентов литий-ионных батарей для электромобилей и других накопителей энергии. Примерно 10 % глобальных объемов никеля, большая часть из которого 1-го “катодного” класса, и 3 процента кобальта производятся ПАО “Горно-металлургическая компания “Норильский никель”.

Российская сырьевая база редкоземельных металлов составляет до 25 % мировых запасов. Заложенный потенциал может обеспечить почти любой уровень их товарной добычи, однако в силу неразвитости собственного российского производства конечной высокотехнологичной продукции (в том числе электромобилей) спрос на эти металлы удовлетворяется в основном за счет импорта.

В настоящее время в мировой цепочке производства литий-ионных аккумуляторов страны отводится роль поставщика сырья (никель, кобальт, медь, алюминий) с низкой добавленной стоимостью, в пределах 5 % цены готовой батареи.

Помимо добычи в Российской Федерации существуют перспективы по производству лития в качестве попутного продукта на месторождениях нефти и газа. ПАО “Газпром” совместно с ООО “ИСТ Эксплорейшен” готовят проект добычи лития на Ковыктинском месторождении газа.

При этом ускоряется разработка и использование батарей “постлитиевого” поколения на основе натрия, поскольку запасы натрия в мире практически неисчерпаемы. В 2020 году осуществлены первые поставки промышленных образцов разработки американской компании “Натрон” энергетической компании Шеврон.

Таким образом, обеспеченность российской промышленности «батарейными» металлами, за исключением лития, позволяет решать любые амбициозные проекты по техническому перевооружению российской экономики за счет собственных ресурсов.

Производство топливных (водородных) элементов

В части производства электротранспортных средств с топливными (водородными) элементами ООО «ИнЭнерджи» развернуло опытное производство таких элементов: созданы и экспортированы опытные модули для тяжелых автобусов.

Разработки «ИнЭнерджи» и федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт проблем химической физики Российской академии наук в части топливных элементов поддерживаются на мировом уровне.

Ими представлены проекты создания производств топливных элементов для тяжелого транспорта.

Развитие сопутствующих сквозных технологий

Стимулирование развития отечественной электромобильной промышленности полного цикла, от разработки электротранспортных средств до рециклинга аккумуляторных систем и обеспечения кибербезопасности автомобиля и ИТ-инфраструктуры, означает и стимулирование развития целого блока сопутствующих сквозных технологий:

— новые производственные технологии — цифровой инжиниринг, цифровые платформы (платформенные ИТ-решения), цифровые двойники, обеспечивающие создание и вывод на рынок конкурентоспособной продукции в кратчайшие строки, значительное снижение себестоимости и сроков разработки, динамичное обновление модельного ряда и формирование научно-технологических и продуктовых заделов, гарантированное зарезервированное развитие;

— новые и портативные источники энергии — батарейные технологии, материалы для батарей;

— новые материалы и вещества, аддитивные технологии — композиционные материалы, метаматериалы, пластик, производство каркаса, кузовных панелей и компонентов;

— сенсорика и компоненты робототехники — модернизация производственных систем предприятий, организация гибких распределенных производств;

— нейротехнологии и искусственный интеллект — системы управления автомобилем и помощи водителю (ADAS-системы), биотехнические системы;

— компоненты для умного автомобиля — умные системы контроля за состоянием автомобиля, диагностики и управления узлами транспортного средства, системы взаимодействия водителя и автомобиля (HMI-системы), интеграция электромобиля с пользовательскими устройствами;

— квантовые технологии и кибербезопасность автомобиля и ИТ-инфраструктуры;

— большие данные и технологии беспроводной связи, промышленный интернет – технологии подключенного транспорта, “умный транспорт”;

— навигация, спутниковая связь;

— электрика и электроника, новые поколения микроэлектроники, новая компонентная база.

Государственная политика в рамках Концепции

Госполитика направлена на решение ряда важнейших вопросов:
  1. Создание норм технического регулирования и проектирования зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств.
  2. Стимулирование спроса на отечественные электротранспортные средства.
  3. Стимулирование развития зарядной инфраструктуры.
  4. Создание в стране локализованных технологий производства по выпуску тяговых аккумуляторных батарей и их компонентов, а также водородных топливных элементов и сопутствующих систем.
  5. Формирование локализованных технологий производства по выпуску электротранспортных средств.
  6. Создание испытательной базы для проведения сертификационных и доводочных работ при проектировании автомобилей с низким углеродным следом.

Успешная реализация Концепции зависит не только от своевременной и верной диагностики основных ключевых проблем отрасли, но и от адекватной оценки рисков и проведения последовательной политики основных участников, направленной на их минимизацию.

Координация и методическое обеспечение разработки и корректировки документа возложена на Минэкономразвития РФ.

Источник: Распоряжение Правительства РФ №2290-р от 23 августа 2021 года.