Беспилотное мореплавание, современное состояние и перспективы

Мир

Предположительно, морская торговля по сравнению с нынешними показателями увеличится на 30% к 2030 году и достигнет 74 миллиардов тонно-миль. Это означает, что постоянно растёт интенсивность движения судов, что повышает риск морских аварий и инцидентов на море. При этом от 50% до 70% происшествий на море связаны с человеческим фактором и обходятся морским страховщиками в 1,4 миллиарда евро.

Это побуждает компании инвестировать в автоматизацию судовождения. Подсчёты показывают, что внедрение технологий искусственного интеллекта может повысить производительность транспортной и логистической отрасли почти на 90% и одновременно устранить вероятность человеческих ошибок.

Объём рынка автономных судов растёт темпами порядка 7% – 13% в год, и может превзойти объём в 12,5 млрд евро к 2030 году. При этом сегмент полностью автономных судов может расти темпами более 17%.  Ключевые участники рынка автономных судов – компании ABB, Rolls-Royce, Wartsila, Kongsberg Gruppen, Rh Marine, L3 ASV и Siemens.

В 2019 году рассматриваемый рынок достигал 6,3 млрд долл., но в прошлом году в результате влияния пандемии он сократился до 5,7 млрд долл. Ограничительные меры, закрытие предприятий, закрытие границ – всё это ударило по автономной логистике также, как и по традиционной. Предположительно, рынок восстановится к 2023 году, вернётся к росту, до 8% в год и достигнет 7,28 млрд долларов.

Ожидается, что к 2025 году на Азиатско-Тихоокеанский регион будет приходиться самая высокая доля рынка автономного судовождения, на втором месте будет Европа, в которой инвестируются наиболее значительные средства в исследования автономной морской логистики.

Проблемы

Развитие автономной навигации потребует решения следующих основных проблем:

  • необходимость огромных инвестиций, которые могут не окупиться довольно долго, так как преимущества беспилотных судов всё же дело отдалённого будущего, так, полностью автономные серийные суда могут сойти со стапелей только к 2035 году;
  • нарастающая угроза кибербезопасности: коммерческие беспилотные суда привлекательная цель для злоумышленников и разработка систем безопасности может задержать рост рынка автономной навигации;
  • стоимость топлива может возрасти, так как автономные суда должны работать только на самом качественном топливе, таком как судовое дизельное топливо (MDO) или судовое газойль (MGO), чтобы обеспечить бесперебойную работу двигателей;
  • не решены базовые юридические вопросы, – операторы автономных морских перевозок не знают, как международные законы будут применяться к судам, на которых нет экипажа, и кто будет нести ответственность в случае аварии;
  • сомнения в том, что роботы или даже дистанционное управление сможет заменить опытных моряков;
  • угроза безработицы: в морских перевозках заняты более 1,5 млн. работников, многие из которых могут потерять работу при массовом внедрении беспилотных кораблей в морские перевозки.

Россия – впереди

В прошлом году правительство РФ приняло постановление #2031 “О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации”.

В рамках эксперимента с 10 декабря по 2020 год до 31 декабря 2025 года будут тестироваться беспилотные суда, зарегистрированные капитанами морских портов, расположенных в Краснодарском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Астраханской области, Калининградской области, Ленинградской области, Магаданской области, Мурманской области, Ростовской области, Сахалинской области, Санкт-Петербурга.

Проект развития беспилотного мореплавания представлен в 2016 году в «дорожной карте» отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы. О готовности участвовать в программе заявили  компании «Совкомфлот», «Росморпорт» и «Пола райз». С началом реализации проекта к нему присоединились ФГУП «Космическая связь», Политехнический университет Петра Великого.

Технологическая платформа беспилотных судов разрабатывается в рамках контракта заключенного Минпромторгом и компанией «Кронштадт Технологии» в сентябре 2019 года.

Как создаётся беспилотный флот России пояснил гендиректор отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы Александр Пинский. «Мы…берем весь набор функций, которые сейчас предписано исполнять экипажу на борту в части судовождения международной и национальной регуляторикой, и последовательно, одну за другой, исполняем каждую функцию в автоматическом и дистанционном режиме».

В ноябре 2020 года президент России В.В. Путин принял участие в форуме Агентства стратегических инициатив (АСИ) в рамках которого обсуждался в том числе проект беспилотного судовождения.

Президент поддержал идею MariNet, отметив: “…беспилотный транспорт вообще это чрезвычайно перспективно, потому что эти суда идут далеко и долго. А для нас это чрезвычайно важно вообще: у нас и океаны есть, и моря кругом, со всех сторон, и Северный морской путь – тоже очень перспективная вещь, интересная”.

Кроме надводных беспилотных аппаратов в России также активно разрабатываются подводные беспилотные суда. Так, в ноябре 2020 года Минпромторг России объявил открытый конкурс на разработку автономного необитаемого подводного аппарата повышенной автономности (АНПА-ПА) с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) на базе водородно-кислородного аккумулятора. Ведомство готово потратить на аппарат 500 млн рублей.

Речь идёт о роботе для подводных работ с диаметром корпуса до 300 мм с гидроакустическим комплексом (ГАК) и средствами радиосвязи. По условиям конкурса робот должен обладать возможностью находиться на глубине до 1000 метров не менее 24 часов, развивать максимальную скорость не менее 2,5 м/с, уметь обходить препятствия.

Беспилотник в перспективе будет полезен не только силовым структурам, но и гражданским компаниям – занимающимся разведкой морских полезных ископаемых, морской нефте- и газодобычей, гидрографическими и океанографическими работами.

А всего в России для разных целей разрабатываются около 20 беспилотных подводных аппаратов.

Таким образом, с учётом активного участия государства в развитии беспилотного судовождения Россия может занять лидирующие позиции в этой новой индустрии.

_________________________________________________________________________

Источники:

https://www.mdpi.com/journal/jmse Доклад: “The Ocean-Going Autonomous Ship—Challenges and Threats” Journal of Marine Science and Engineering;

Веб-журнал «Хайтек», https://hightech.fm/2019/09/12/robots-sea , статья «Роботы выходят в море: зачем бизнесу беспилотные суда и почему они пока не могут работать без человека»;

Веб-журнал “RoboTrends”, http://robotrends.ru/robopedia/trendy-prognozy-statistika-v-oblasti-morskih-robotov , статья «Автоматизация судовождения»;

Веб-журнал «Hellenic Shipping News Worldwide»,  https://www.hellenicshippingnews.com/the-good-the-bad-and-the-ugly-unmanned-ships/ , статья “The Good, the Bad and the Ugly: Unmanned Ships»;

Аналитическое агентство «Businesswire», https://www.businesswire.com/news/home/20200604005396/en/Global-Autonomous-Ships-Market-Report-2020-to-2030—COVID-19-Growth-and-Change—ResearchAndMarkets.com  , исследование «Global Autonomous Ships Market Report (2020 to 2030) – COVID-19 Growth and Change».

Подпишись и будь в курсе событий и спецпредложений!

[mc4wp_form id=”257″]