Беспилотное мореплавание, современное состояние и перспективы
Мир
Предположительно, морская торговля по сравнению с нынешними показателями увеличится на 30% к 2030 году и достигнет 74 миллиардов тонно-миль. Это означает, что постоянно растёт интенсивность движения судов, что повышает риск морских аварий и инцидентов на море. При этом от 50% до 70% происшествий на море связаны с человеческим фактором и обходятся морским страховщиками в 1,4 миллиарда евро.
Это побуждает компании инвестировать в автоматизацию судовождения. Подсчёты показывают, что внедрение технологий искусственного интеллекта может повысить производительность транспортной и логистической отрасли почти на 90% и одновременно устранить вероятность человеческих ошибок.
Объём рынка автономных судов растёт темпами порядка 7% — 13% в год, и может превзойти объём в 12,5 млрд евро к 2030 году. При этом сегмент полностью автономных судов может расти темпами более 17%. Ключевые участники рынка автономных судов – компании ABB, Rolls-Royce, Wartsila, Kongsberg Gruppen, Rh Marine, L3 ASV и Siemens.
В 2019 году рассматриваемый рынок достигал 6,3 млрд долл., но в прошлом году в результате влияния пандемии он сократился до 5,7 млрд долл. Ограничительные меры, закрытие предприятий, закрытие границ – всё это ударило по автономной логистике также, как и по традиционной. Предположительно, рынок восстановится к 2023 году, вернётся к росту, до 8% в год и достигнет 7,28 млрд долларов.
Ожидается, что к 2025 году на Азиатско-Тихоокеанский регион будет приходиться самая высокая доля рынка автономного судовождения, на втором месте будет Европа, в которой инвестируются наиболее значительные средства в исследования автономной морской логистики.
Проблемы
Развитие автономной навигации потребует решения следующих основных проблем:
- необходимость огромных инвестиций, которые могут не окупиться довольно долго, так как преимущества беспилотных судов всё же дело отдалённого будущего, так, полностью автономные серийные суда могут сойти со стапелей только к 2035 году;
- нарастающая угроза кибербезопасности: коммерческие беспилотные суда привлекательная цель для злоумышленников и разработка систем безопасности может задержать рост рынка автономной навигации;
- стоимость топлива может возрасти, так как автономные суда должны работать только на самом качественном топливе, таком как судовое дизельное топливо (MDO) или судовое газойль (MGO), чтобы обеспечить бесперебойную работу двигателей;
- не решены базовые юридические вопросы, — операторы автономных морских перевозок не знают, как международные законы будут применяться к судам, на которых нет экипажа, и кто будет нести ответственность в случае аварии;
- сомнения в том, что роботы или даже дистанционное управление сможет заменить опытных моряков;
- угроза безработицы: в морских перевозках заняты более 1,5 млн. работников, многие из которых могут потерять работу при массовом внедрении беспилотных кораблей в морские перевозки.
Россия — впереди
В прошлом году правительство РФ приняло постановление #2031 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации».
В рамках эксперимента с 10 декабря по 2020 год до 31 декабря 2025 года будут тестироваться беспилотные суда, зарегистрированные капитанами морских портов, расположенных в Краснодарском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Астраханской области, Калининградской области, Ленинградской области, Магаданской области, Мурманской области, Ростовской области, Сахалинской области, Санкт-Петербурга.
Проект развития беспилотного мореплавания представлен в 2016 году в «дорожной карте» отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы. О готовности участвовать в программе заявили компании «Совкомфлот», «Росморпорт» и «Пола райз». С началом реализации проекта к нему присоединились ФГУП «Космическая связь», Политехнический университет Петра Великого.
Технологическая платформа беспилотных судов разрабатывается в рамках контракта заключенного Минпромторгом и компанией «Кронштадт Технологии» в сентябре 2019 года.
Как создаётся беспилотный флот России пояснил гендиректор отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы Александр Пинский. «Мы…берем весь набор функций, которые сейчас предписано исполнять экипажу на борту в части судовождения международной и национальной регуляторикой, и последовательно, одну за другой, исполняем каждую функцию в автоматическом и дистанционном режиме».
В ноябре 2020 года президент России В.В. Путин принял участие в форуме Агентства стратегических инициатив (АСИ) в рамках которого обсуждался в том числе проект беспилотного судовождения.
Президент поддержал идею MariNet, отметив: “…беспилотный транспорт вообще это чрезвычайно перспективно, потому что эти суда идут далеко и долго. А для нас это чрезвычайно важно вообще: у нас и океаны есть, и моря кругом, со всех сторон, и Северный морской путь – тоже очень перспективная вещь, интересная”.
Кроме надводных беспилотных аппаратов в России также активно разрабатываются подводные беспилотные суда. Так, в ноябре 2020 года Минпромторг России объявил открытый конкурс на разработку автономного необитаемого подводного аппарата повышенной автономности (АНПА-ПА) с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) на базе водородно-кислородного аккумулятора. Ведомство готово потратить на аппарат 500 млн рублей.
Речь идёт о роботе для подводных работ с диаметром корпуса до 300 мм с гидроакустическим комплексом (ГАК) и средствами радиосвязи. По условиям конкурса робот должен обладать возможностью находиться на глубине до 1000 метров не менее 24 часов, развивать максимальную скорость не менее 2,5 м/с, уметь обходить препятствия.
Беспилотник в перспективе будет полезен не только силовым структурам, но и гражданским компаниям — занимающимся разведкой морских полезных ископаемых, морской нефте- и газодобычей, гидрографическими и океанографическими работами.
А всего в России для разных целей разрабатываются около 20 беспилотных подводных аппаратов.
Таким образом, с учётом активного участия государства в развитии беспилотного судовождения Россия может занять лидирующие позиции в этой новой индустрии.
_________________________________________________________________________
Источники:
https://www.mdpi.com/journal/jmse Доклад: «The Ocean-Going Autonomous Ship—Challenges and Threats» Journal of Marine Science and Engineering;
Веб-журнал «Хайтек», https://hightech.fm/2019/09/12/robots-sea , статья «Роботы выходят в море: зачем бизнесу беспилотные суда и почему они пока не могут работать без человека»;
Веб-журнал «RoboTrends», http://robotrends.ru/robopedia/trendy-prognozy-statistika-v-oblasti-morskih-robotov , статья «Автоматизация судовождения»;
Веб-журнал «Hellenic Shipping News Worldwide», https://www.hellenicshippingnews.com/the-good-the-bad-and-the-ugly-unmanned-ships/ , статья “The Good, the Bad and the Ugly: Unmanned Ships»;
Аналитическое агентство «Businesswire», https://www.businesswire.com/news/home/20200604005396/en/Global-Autonomous-Ships-Market-Report-2020-to-2030—COVID-19-Growth-and-Change—ResearchAndMarkets.com , исследование «Global Autonomous Ships Market Report (2020 to 2030) — COVID-19 Growth and Change».